Для того чтобы обеспечить условия, которые необходимы для зрительного комфорта, при установке системы освещения необходимо реализовать оптимальную насыщенность помещения светом. Данное требование относится к таким публичным местам, как концертные, театральные, выставочные залы.
Оно достигается благодаря:
• предшествующей ей «темновой» адаптации смотрящего;
• грамотному распределению яркостей и выбору спектрального светового состава и светотеневого контраста, которым можно охарактеризовать естественный свет;
• наличию высокой яркости у поверхностей, которые попадают в поле зрения человека. Это стены и пол в помещении.
Один из основных критериев насыщенности светом - цилиндрическая освещенность. Ее количество в здании определяют яркость стен. Она определяется по формуле: отношение светового потока, который падает на боковую поверхность вертикального цилиндра, к общей площади этой поверхности.
Но только с помощью определения цилиндрической освещенности невозможно оценить насыщенность интерьера светом. Для этого еще необходимо учитывать определенные условия адаптации наблюдателей. Речь идет о выявлении наиболее подходящего времени реверберации в здании.
Перед световой архитектурой стоит еще одна немаловажная задача - подбор спектрального состава света, который дают осветительные системы. При переходе от природного света к искусственному освещению возможно искажение цветопередачи. На данный фактор влияет разница спектральных характеристик природного и искусственного света, т.е. он зависит от установленных в помещении источников освещения.
Самые распространенные источники белого цвета имеют такие характеристики:
С - цветовая температура равна 6500 К; стандартный источник дневного света, который наиболее близок к полуденному солнечному свету.
В - цветовая температура равна 4800 К; свет похож на утренний природный.
С-А - цветовая температура равна 2854 К; соответствует свету от обычных ламп накаливания.
Взаимозависимость между такими важными элементами – светом, цветом и фоном, на котором рассматривается нужная деталь, следует оценивать в камере, которую последовательно освещают различными источниками света.
Количества цвета играет большую роль при подборе цветового решения интерьера. С помощью него можно охарактеризовать степень психофизиологического воздействия самого цвета на человеческое восприятие. Его количество можно считать достаточным, если у зрителя не возникает желания добавить либо убавить цвета.
Экспериментами доказано, что наибольшее количество цвета дают желтые, красные цвета и их оттенки; коэффициент отражения колеблется от 30 до 70 %, а насыщенность краски - в промежутке от малой 20% до 100%.
И, наоборот, наименьшее количество цвета дают зеленые, синие, голубые, фиолетовые, коричневые цвета; коэффициент отражения может варьировать от 40 до 70 %, насыщенность краски - от 1 до 17%.
лдамрлджцырмлорц ывломрыьбиывьмиыьиьи